Эффективное управление — основа успеха любой организации. Грамотный руководитель может вдохновить свою команду на высокую производительность, создать позитивную рабочую атмосферу и достичь поставленных целей. А как стать хорошим руководителем — мы объясним через раскрытие принципов эффективного управления.
Хороший эффективный руководитель — это человек, способный выполнять поставленные задачи через руководство другими людьми, создающий комфортную среду для подчиненных и пользующийся с их стороны авторитетом.
Кто считается хорошим руководителем?
Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов: уровня управления, размеров и сферы деятельности организации, обозначенных целей, характеристики персонала и т.д. Но чаще всего необходимо обладать такими качествами личности, чтобы заслужить авторитет в трудовом коллективе. К ним можно отнести:
- Стратегическое мышление. Руководитель должен понимать глобальные цели своей организации или отдела в ней, а следовательно, видеть способы и механизмы их достижения.
- Умение принимать на себя ответственность и достигать целей. Руководство всегда сопряжено с принятием на себя обязательств по получению конкретного результата. Начальник, который будет избегать их или попытается вменить их подчиненным (не путать с делегированием), не заслужит признания и уважения коллег.
- Энтузиазм в работе. Если начальник сам «горит» идеей и достижением результата, то он сможет передать это стремление работникам. Если же руководитель ограничивает себя только функцией контроля и равнодушен к миссии и глобальным целям организации, он точно не вдохновит сотрудников на достижение целей.
- Профессионализм. Это очень комплексное качество, но начальник должен быть примером для подчиненных и в профессиональной деятельности, и в коммуникациях, и в адекватности принимаемых решений. Отсутствие же профессионального подхода неминуемо скажется на потере боссом своего авторитета.
Какими навыками и знаниями должен обладать эффективный руководитель?
Для того, чтобы в современном мире эффективно управлять коллективом, недостаточно громкого голоса, злобного взгляда и (даже) репрессивного аппарата. Начальник, желающий добиться результата вместе со своими подчиненными, должен погрузиться в следующие области знаний:
- Управление людьми. Звучит очевидно, но за этим кроется целый комплекс знаний. Хороший руководитель должен знать принципы управления персоналом, уметь находить общий язык с разными типами сотрудников (например, с цеховыми рабочими или программистами) и задействовать подходящие механизмы постановки задач, контроля, мотивации и развития.
- Стратегическое планирование. Руководитель должен понимать происходящие внутри организации и вокруг нее процессы и уметь строить на основе этого планы развития, а еще адаптировать к ним деятельность организации. С некоторыми аспектами такого планирования могут справиться и профильные специалисты (например, маркетологи), но для них не всегда есть место в штате организации.
- Знания в профильной деятельности. Это правило соблюдается не всегда, однако чаще всего руководитель должен выступать для подчиненных ориентиром в области профессиональной деятельности. Юридический отдел, бухгалтерия, технические подразделения организаций всегда возглавляются юристами, бухгалтерами и программистами соответственно — специфика деятельности этих структур делает пребывание обычного руководителя менеджера на этих позициях бессмысленным и даже опасным.
- Экономика и финансы. В большей степени это относится к руководителям организаций, хотя и руководителям отделов будет не лишним понимать, из чего образуются доходы и расходы организации. Трезвый взгляд на экономическую составляющую позволит начальнику принимать выверенные решения по расширению штата, повышению заработной платы сотрудникам или по выделению нового направления в деятельности.
- Менеджмент рабочих процессов. Руководитель должен хорошо понимать распределение обязанностей между своими сотрудниками. Это позволит ему оптимизировать временные и трудовые затраты или принять решение о перераспределении обязанностей тем работникам, которые справятся с ними лучше.
- Информационные технологии. И нужны они не только специалистам в сфере IT — на них чаще всего строится рабочая коммуникация. Неумение проверить почту или распаковать архив моментально обрушит авторитет руководителя, особенно в компаниях, состоящих из молодых работников. Современные технологии предлагают широкий спектр приложений и программ для увеличения эффективности управления. Техническая «продвинутость» будет конкурентным преимуществом владеющего этими инструментами руководителя.
Как выбрать стиль управления?
Разные организации и ситуации бизнеса определяют разную эффективность используемых способов управления. Совокупность таких способов с упором на определенные цели называется стилем управления. Приведем наиболее часто встречающиеся:
- Автократический стиль. Руководитель единолично принимает решения и не консультируется с подчиненными. Для этого стиля характерна жесткая субординация и четко выстроенная иерархия. Подходит для кризисных моментов или организаций, где важна скорость принятия решений.
- Бюрократический стиль. Рабочие процессы предельно зарегламентированы. У сотрудников имеются минимальные свободы в выборе способа выполнения поставленных задач, но ставятся они в основном сверху и без обсуждений. Характерен для государственных органов и иных структур с четкой регламентацией деятельности.
- Демократический стиль. Руководитель принимает решения после консультаций с подчиненными, но сохраняет за собой право принятия итогового решения. Хорошо вписывается в организации, в которых важен творческий подход и сплоченность трудового коллектива.
- Либеральный стиль. Руководитель делегирует максимум полномочий подчиненным и позволяет им принимать решения в пределах установленных рамок. Работники в этих рамках автономны, а вмешательство в их работу минимально. Подходит для коллективов с высокомотивированными сотрудниками.
- Преобразующий (трансформационный) стиль. Руководитель скорее мотивирует сотрудников на достижение целей, а не контролирует их выполнение. В центре такого подхода — миссия и цели организации. Такой стиль управления подходит и для сотрудников с высокой мотивацией в конкретной сфере (стартапы, благотворительные фонды).
Руководитель может применять разные стили управления в определенные моменты жизненного цикла компании. Например, в период кризиса перейти на автократический, а в более спокойное время использовать демократический стиль при принятии решений. В определенном смысле умение подстраиваться под текущую ситуацию и отличает хорошего руководителя от применяющего единственный известный ему подход в управлении.
Что не должен делать руководитель?
Начальник получил все необходимые знания и навыки, оценил трудовой коллектив и стоящие перед ним цели, выбрал наиболее адекватный стиль управления. Но даже это не гарантирует стопроцентного успеха в руководстве, ведь ошибки на практике могут перечеркнуть самые проработанные планы. Приведем примеры наиболее распространенных ошибок в управлении:
- Гиперопека и микроменеджмент. Стремление контролировать каждое действие сотрудников демотивирует их и подавляет инициативу, а сам начальник не может сконцентрироваться на решении стратегических задач.
- Отсутствие гибкости в управлении и шаблонность мышления. Руководитель должен лучше подчиненных ориентироваться в трендах своей сферы деятельности и адаптироваться к изменениям на рынке. Если руководитель к этому не готов, то бизнес будет стагнировать и в итоге — погибнет.
- Фаворитизм. Любые преференции одним сотрудникам перед другими должны основываться только на их профессиональных качествах и отношении к работе. Появление в коллективе «любимчиков» пагубно влияет на рабочую атмосферу и разрушает авторитет босса.
- Отсутствие обратной связи. Механизм обратной связи необходим для проведения подчиненными самоанализа и устранения ими ошибок в будущем. Отказ от этого часто приводит к выгоранию — зачем работать лучше или предлагать идеи по рационализации труда, если этого не оценят?
- Неэффективные коммуникации. Управление строится на взаимодействии управляющего и управляемого. Неумение донести цель, поставить задачи или объяснить процесс со стороны начальника неизбежно приведет к ошибкам со стороны подчиненного. А неспособность руководителя общаться с коллегами из других отделов может создать риск изолирования подразделения и его бесполезности.
Советы по грамотному управлению персоналом
Для более эффективного управления подчиненными руководители могут воспользоваться следующими советами:
- Обучайте и развивайте своих сотрудников. Инвестируйте в уровень знаний и умений подчиненных, чтобы повышать их мотивацию и профессионализм, а следовательно, и экономические показатели компании. В ряде случаев из таких сотрудников вы получите качественных заместителей, которые помогут с отдельными аспектами управления.
- Создавайте позитивную рабочую среду. Поощряйте сотрудничество, уважение и признание успехов других работников их коллегами. В некоторых коллективах полезна и толика конкуренции, но с этим нельзя переборщить, иначе соревнование между подчиненными приведет к ухудшению рабочей атмосферы.
- Отслеживайте «температуру» в рабочем коллективе. Если в нем зреет недовольство, выявляйте его на ранней стадии и решайте сложившуюся проблему. Если причиной волнений являются действия конкретного подчиненного — побеседуйте с ним и выясните, какие выходы из сложившейся ситуации он видит. В случае же намеренной и беспричинной дестабилизации им обстановки в коллективе, дешевле будет попрощаться с этим специалистом, чем получить риск сбоя работы всей организации.
- Делегируйте задачи. Распределяйте их среди подчиненных, чтобы укрепить чувство ответственности и инициативы. Руководитель должен освобождать место в рабочем графике для стратегического планирования.
- Признавайте и вознаграждайте успехи. Регулярно отмечайте достижения подчиненных и давайте развернутую обратную связь, чтобы мотивировать их и удерживать в компании.
Как стать эффективным руководителем
Получить необходимые знания и навыки для качественного руководства трудовым коллективом помогут программы обучения и курсы. Ниже приведем их перечень:
- «Как стать эффективным руководителем» от «Нетологии». Это двухмесячный курс, который подойдет руководителям среднего звена или собственникам малого и среднего бизнеса. В программу курса входят разделы о лидерстве, выстраивании качественной коммуникации и работе с командой, а еще об управлении проектами.
- «Эффективный руководитель» от Skillbox. Курс длится шесть месяцев и нацелен на решение практических задач, возникающих в процессе деятельности руководителя. Создатели курса разделяют всех обучающихся на три группы: будущих, начинающих и опытных руководителей — и строят образовательный процесс исходя из их потребностей. Новички получат больше базовых знаний об управлении командой и проектами, а руководители с опытом — об инструментах оценки эффективности своей деятельности.
- «Управление командой» от «Яндекс.Практикума». За 4 месяца обучающиеся получат необходимые навыки в оперативном и процессном управлении, научатся разрешать конфликты и работать с мотивацией сотрудников. Изюминка курса — регулярные воркшопы с экспертами в сфере менеджмента и управления персоналом, а в расширенной программе курса студент сможет регулярно консультироваться с преподавателями по конкретным вопросам, касающимся руководства организацией.
- «Руководитель. Эффективное управление» от ProductStar. В программу курса вошли 73 урока по разным аспектам деятельности руководителя: управление командой, бюджетирование организации, стратегическое планирование, лидерство и т.д. Для каждого обучающегося эксперты курса составят индивидуальный план развития, построенный исходя из сильных сторон и желаний самого обучающегося.
- «Руководитель малого и среднего бизнеса» от «Дальневосточного центра производительности». Подойдет людям, желающим открыть свой бизнес или делающим первые шаги в этом. Помимо традиционных аспектов руководства и лидерства, в ходе обучения будут даны необходимые бизнесмену знания и навыки в автоматизации руководства, бережливом производстве, маркетинге, переговорах и налогообложении.
Вопрос-ответ
Как сплотить команду?
Сплочению трудового коллектива помогает осознание всеми его членами общей цели и формирование внутри него доверительной атмосферы. Нужно не дистанцироваться от работников, а показать важность их деятельности для организации в целом. Могут помочь тренинги по командообразованию и сплочению — они позволят сделать климат в организации более мягким и располагающим к совместной работе.
Что руководитель должен знать о своих подчиненных?
Всю ту информацию, которая поможет принимать грамотные управленческие решения. Например, сильные и слабые стороны работника, его навыки и умения, отношение к работе, интересы в профессиональной деятельности. Не лишней будет и личная информация (например, о днях рождения, если в коллективе принято их праздновать). Всегда соблюдайте грань между интересом о подчиненном и вторжением в его личную жизнь.
Какая лучшая мотивация для подчиненных?
Все зависит от самого подчиненного. Для одного это будет финансовая мотивация, а для другого — признание руководителя и трудового коллектива. Иногда может сработать и негативная мотивация (например, страх перед увольнением), но на длинной дистанции управления такие методы всегда проигрышны.
Как повысить рабочий дух команды?
Этому поможет создание здоровой атмосферы внутри рабочего коллектива, постановка ясных и достижимых целей и внедрение системы мотивации сотрудников. А еще проведение совместных мероприятий (корпоративы, выезды на природу и т.д.) без жесткой принудительности. Все это будет способствовать формированию здоровой рабочей атмосферы.
Фото для статьи: unsplash.com
Редактор: Андрей Довбыш
- 12.10.2024 00:37:35
- 570
- 0
Тэги: #руководитель #управление персоналом #бизнес #развитие личности
А вы считаете себя хорошим руководителем? Как вы думаете, за что вас ценят сотрудники? Поделитесь в комментариях.