Какие компетенции нужно в себе развить, чтобы стать бизнес-тренером? Давайте разберёмся.
Бизнес-тренер — профессия, продолжающая набирать популярность. В любой крупной компании развиваются корпоративные университеты, программы бизнес-обучения стали доступны с распространением онлайн-формата. На бизнес-тренере лежит большая ответственность: от эффективности обучения зависят судьбы отдельных людей и показатели компаний. Чтобы выдерживать конкуренцию и всегда поддерживать качество своих программ, необходим широкий спектр компетенций. Но что это за компетенции? Что должен знать и уметь профессиональный тренер?
Мы собрали опыт крупных российских компаний и теоретические модели компетенций, чтобы ответить на эти вопросы в статье. Увы, инсайдеров придется сохранить в тайне (по их же собственной просьбе), но это не помешает нам разобрать содержание их комментариев!
I. Универсальная модель компетенций бизнес-тренера
Первое, что можно сказать о компетенциях тренера – профессионал должен знать и разбираться в своей теме как на теоретическом, так и на практическом уровне. Методология обучения, теоретические модели, примеры – то, без чего не построить карьеру успешного бизнес-тренера. А теперь перейдем к конкретике.
Здесь нас ждет разочарование. Увы, универсальной модели компетенций не существует. Каждая компания, тренинговый центр требуют от обучающих разных навыков: где-то упор делается на разработку новых программ, где-то — на профессиональные знания в одной области.
Тем не менее, попробуем обобщить те требования, которые предъявляют к бизнес-тренеру в трёх ситуациях: в тренинговой компании, корпоративном подразделении и на фрилансе.
Тренер-фрилансер:
От «вольного» эксперта работодатель будет чаще всего ожидать умения работать с топ-менеджерами и руководителями и наличия уникальных (авторских) программ обучения, которые и вызывают интерес к специалисту.
Тренинговая компания:
В компании, специализирующейся на корпоративном обучении, тренеру придётся вести созданные другими авторами программы, поэтому на первый план выйдут умение взаимодействовать с группой, находить общий язык с заказчиком и адаптировать готовый материал под конкретный бизнес-запрос. Это можно помножить на специализацию в конкретной теме.
Корпоративное подразделение:
Тренер корпоративного подразделения обязан уметь быстро и качественно передавать и перенимать программы обучения, выдавая стабильный результат при каждом проведении. Часто к этим навыкам добавляется умение проектировать программы обучения с нуля.
II. Какие компетенции нужны
Восполним отсутствие конкретики там, где это возможно, и поговорим о компетенциях, необходимых для проведения успешного тренинга.
1.Содержание
Первая из них — умение доносить содержание: ясность изложения, релевантность примеров и, наиболее важное, демонстрация применимости моделей/походов/знаний в рабочей практике участников обучения. В противном случае учащиеся могут либо не усвоить материал, либо не связать сложные построения со своей повседневной рабочей рутиной. Результат — бесполезное обучение.
2. Продвижение
Вторая — поддержка в продвижении. Эта компетенция покрывает навыки, позволяющие тренеру управлять содержанием программы. Замедлиться и дать больше примеров там, где у группы возникают сложности, помочь обучающимся увидеть применимость материала в рабочей практике, ответить на любые вопросы и проверить понимание.
3. Среда
Третья компетенция — создание среды обучения. Львиная доля эффективности любой программы состоит в создании безопасной и вовлекающей среды для участников. Такая среда мотивирует обучающихся к работе, позволяет им проявлять конструктивное несогласие в ходе обучения, задавать вопросы. Это достигается за счет многих факторов, ключевыми из которых является способность тренера уделить внимание каждому обучающемуся и сохранить конструктивную позицию в ситуациях эмоционального напряжения.
4. Анализ
Четвертая компетенция включает в себя анализ действий, совершаемых участниками в ходе обучения. Профессиональный тренер избегает оценок, описывая поведение обучающихся, соблюдает баланс между позитивной и развивающей обратной связью и умеет ставить перед группой вопросы, провоцирующие ее на осознание поведения.
5. Отработка и перенос
Объединим как отработку приобретенных знаний и навыков, так и их перенос в рабочую практику в рамках последнего пункта. В ходе этих этапов от тренера требуется умение применять все многообразие методических инструментов, контролировать уровень вовлеченности и формировать у участников выводы, которые будут соответствовать целям обучения. В ситуации переноса знаний от профессионала ожидают умения адаптировать полученные навыки под бизнес-реальность компании, вовремя включить в программу разнообразные способы развития навыков и, главное, сформировать программу пост-тренинговых мероприятий, которые помогут обучающимся в процессе переноса. Такими мероприятиями может быть обмен опытом, сессии вопросов и ответов, дополнительные практические занятия, истории успеха…
III. Три стадии развития
В ходе профессиональной практики тренер проходит три стандартных этапа развития: от новичка к продвинутому уровню и до профессионализма. Начинающему тренеру следует всецело держаться изученных методик и алгоритмов. Он всецело зависит от успешности их применения, понимания теории, лежащей в основе программы.
Тренер продвинутого уровня, который уверенно разбирается в методологии обучения и теории, стоящей за программами, должен фокусироваться на адаптации материалов для уровня и особенностей каждой обучающейся группы. Накопленный опыт позволит ему свободно оперировать примерами из бизнес-практики, расширять спектр доступных инструментов обучения, комбинируя их друг с другом.
Тренер-профессионал — это эксперт в предметной области своих программ обучения. От него ожидается знание первоисточников, тщательно отобранных примеров из мировой практики. Достигнутый уровень знаний позволяет ему создавать авторские программы и форматы, выступать в роли наставника для начинающих тренеров.
IV. Какие личные качества понадобятся
Наконец, можно поговорить о личных качествах, которые пригодятся бизнес-тренеру. От них зависит та скорость, с которой он будет развиваться и тот уровень, которого сможет достигнуть.
1.Стремление к саморазвитию
Каким бы модным не было саморазвитие сегодня, минимальный процент людей обладает этой характеристикой от рождения: любопытство, умение получать удовольствие от постоянного обучения — это такая же часть работы тренера, как и знание методов обучения.
2. Умение слышать
В работе тренер сталкивается с сотнями мнений и обязан уметь относиться к ним непредвзято. Голос заказчика важен также, как голос обучающегося. Требования методологии и теории, также важны как практика. Если человек не умеет слышать, признавать ошибки и находить общий язык с самыми разными людьми, то в профессии ему придется тяжело.
3. Критическое отношение к себе
Выступая в роли наставника, носителя знания легко впасть в состояние «звезды», начать переоценивать свою значимость, а затем и потерять способность критически мыслить. Тренеру должен всегда держать самого себя под прицелом: какие ошибки допустил, как их исправить, как сделать программу еще лучше.
4. Умение держать удар
Постоянное общение, скрупулезное изучение материала, работа с несогласием, множеством мнений и эмоциональным напряжением вызывают регулярный стресс. Тренер должен выдерживать эмоциональные и физические нагрузки, а также быстро восстанавливаться после них, чтобы снова войти в ресурсное состояние.
V. Подведение итогов
Неважно, думаете ли вы о том, чтобы стать тренером или за вашими плечами уже годы практики: бизнес-тренер — это профессия, в которой попросту отсутствует потолок развития. Человек не может освоить каждый метод, обладать всеми знаниями и знать ответы на любой сложный вопрос. Возможно, в этом и состоит притягательность профессии. Используйте эту статью как ориентир. Если вы только задумываетесь о том, чтобы начать, то у вас есть четкий маршрут. А если вы — матерый профессионал, то почему бы не поискать в нашем списке новые точки роста.
А чтобы не прерывать процесс, мы подобрали для несколько полезных курсов для коучей и бизнес-тренеров. Развивайтесь и получайте от этого удовольствие!
Редактор: ИнфоХит
- 12.08.2024 09:15:05
- 1053
- 0
Узнайте, чем занимается IT-специалист, сколько он зарабатывает и сложно ли освоить профессию
- 11.07.2024
- 494
- 0
Представляет заказчика или поставщика на тендерных площадках
- 13.06.2024
- 587
- 0
Кто нужен в финансовой сфере, информационных технологиях, медицине и на производстве
- 07.06.2024
- 688
- 0
Контролирует качество продукта с первого прототипа до релиза
- 31.05.2024
- 502
- 0
Какие компетенции и личностные качества нужны, чтобы создавать креативные работы и добиться успеха
- 28.05.2024
- 515
- 0
Что изменится в личной жизни, карьере, самореализации и отношениях, если станете коучем
- 22.05.2024
- 486
- 0
Новое приложение, товар или услуга находят своего клиента и приносят компании прибыль благодаря хорошей работе этого специалиста
- 18.05.2024
- 511
- 0
Где освоить профессию, чтобы к вам шли клиенты
- 16.04.2024
- 620
- 0
Копирайтер, психолог и ювелирный дизайнер — что общего между профессиями, и какие еще можно выбрать людям, которые не очень любят работать в команде
- 21.09.2023
- 2821
- 0
Ешьте так, чтобы не болеть, и помогайте другим
- 07.09.2023
- 946
- 0
C чего начать карьеру в интернете, и какую профессию выбрать
- 03.08.2023
- 11397
- 0
Для людей любого возраста, без опыта и высшего образования
- 13.06.2023
- 5385
- 0
Где учиться, как выбирать учебное заведение и искать работу — разбираемся с экспертом дизайн-студии «Логомашина»
- 20.04.2023
- 1248
- 0
Сравнили доходы специалистов из разных сфер и регионов России
- 12.04.2023
- 3816
- 0
Прощайтесь с офисом — открывайте новые направления работы из любой точки мира
- 04.04.2023
- 1080
- 0
История о том, как Оля выбирала обучение в декрете и искала себя в хендмейде, онлайн-торговле, копирайтинге и психологии, и что из этого вышло
- 21.03.2023
- 1900
- 0
Делитесь в комментариях своими выводами!