Обзоры профессий
  • 06.09.2022
  • 2011
  • 0

PR специалист — кто это?

Человек, который договорится о рекламе у блогера, опубликует статью в глянцевом журнале и сделает продукт номером один

Человек, который договорится о рекламе у блогера, опубликует статью в глянцевом журнале и сделает продукт номером один
Сейчас мало создать классный продукт или запустить уникальную услугу. Конкуренция слишком высокая, и надо делать так, чтобы имя вашей компании постоянно было на слуху. Чтобы у людей были стойкие ассоциации с ним и желание купить продукт. Это как когда вы слышите «Билайн», сразу представляете пчел, а когда видите на полках газировку, невольно напеваете мотив рекламы «Напитки из Черноголовки».

Как добиться такого эффекта, разбирается менеджер по связям с общественностью. Его обязанность — сделать все, чтобы у фирмы была хорошая репутация, и ее все знали. Для этого формирует позиционирование в соцсетях, общается со СМИ и отслеживает, что говорят и пишут клиенты в интернете.

PR-менеджер: кто это и чем занимается

PR-менеджер — (от англ. «public relations» — «связи с общественностью») специалист, который создает и поддерживает имидж компании или торговой марки.

Чтобы добиться нужного эффекта, pr-специалист проводит комплексную работу и решает множество задач. Сначала пиарщик изучает, насколько хорошо люди знакомы с брендом, что он транслирует и как сделать, чтобы о компании знала вся страна и выстраивались очереди за ее продуктами.

Потом специалист разрабатывает PR-стратегию. Формулирует цели и показатели эффективности, направления деятельности и инструменты для продвижения , которые будет использовать: реклама в СМИ, живые встречи с общественностью или онлайн-вебинары.

Пиарщик утверждает план публикаций в соцсетях, упоминаний в СМИ и у популярных блогеров, продумывает идеи для мероприятий и взаимодействия с другими бизнесменами. Составляет смету и только потом приступает к реализации действий.

А еще pr-специалист публикует успешные кейсы, делает акцент на конкурентных преимуществах, организует участие в благотворительных или социальных мероприятиях и инициативах. Также обязанность pr-специалиста — отвечать на негативные отзывы в интернете, тут пригодится умение с выгодной точки зрения освещать неприятные события, в которых замешано имя бренда.

Работать с блогерами, СМИ и лидерами мнений — тоже входит в обязанности специалиста по связям с общественностью. Пиарщик договаривается, рассылает им релизы, кейсы и тексты для публикации. Следит, чтобы реклама была напечатана в срок, и оценивает, с кем продолжать работу выгоднее, после какой коллаборации о компании узнало больше людей. А еще выбирает представителей бренда и координирует их деятельность.

Чем еще важным занимается PR-менеджер: готовит официальные сообщения в новостные каналы СМИ, релизы и пресс-конференции, если в компании происходит что-то экстренное или значимое.

Специалист по PR обладает навыками разработки книги-путеводителя бренда: концепции, атрибутов, цветов, смыслов и посылов аудитории, редакционной политики для соцсетей и интернет-ресурсов компании.

Без его внимания не остается ни одна крупная рекламная кампания или акция. Менеджер согласовывает их тематику, основную идею, тексты и слоганы.

В начале месяца PR-специалист пишет прогнозы, а в конце анализирует работу, мероприятия и составляет отчеты для руководителя.

Виды пиара

Пиар-менеджер — словно художник, который готовит для аудитории картины событий, умело использует разные оттенки PR-палитры и смешивает краски. Разберемся, какие.

Еще есть несколько видов пиара, которым не дали название цвета:

Медианная зарплата pr-специалистов

По данным вакансий на hh.ru в августе 2022 года.

Зарплата в Москве, ₽ Зарплата в регионах, ₽
Начинающий специалист 40 000 30 000
Опытный специалист, стаж до 3 лет 88 000 55 000
Профессионал 140 000 80 000

Доход зависит от опыта, города и веса работодателя на рынке. Самые высокие зарплаты в крупном промышленном бизнесе, ритейле и банках. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Краснодаре специалист с высшим образованием и опытом может найти работу с окладом до 250 000 ₽.

Где нужен

Услуги pr-специалистов нужны любой крупной компании. В августе 2022 года только в Москве открыто 311 вакансий.

PR-менеджер может работать в корпорациях, банках и бизнес-структурах, где есть целые департаменты и отделы по связям с общественностью. А еще работа pr-специалистов нужна политическим деятелям, музыкантам и актерам, чтобы завоевать всеобщее доверие и обойти конкурентов.
Начинающий пиарщик может устроиться в PR-агентства, которые будут давать задачи от разных заказчиков — торговых фирм, частных клиник или онлайн-школ.

Навыки и знания

Вы сможете стать пиарщиком и грамотно продумать направления работы, когда будете превосходно ориентироваться в сфере деятельности предприятия, его истории, понимать его основные цели и четко формулировать идею бренда. Если будете следить за новостями и знать тренды.

И это не все, для выполнения задач знать и уметь pr-специалист должен многое:

Личностные качества pr-специалистов

Но каким бы прокачанным специалистом вы ни были, в профессии пиарщика на первый план выходят гибкие навыки.

Главное личное качество — коммуникабельность, ведь нужно много общаться, уметь найти и поддерживать постоянный контакт с широким кругом людей из разных сфер.

Успеха добьется тот менеджер, кто способен держать эмоции под контролем в любой ситуации. Особенно когда нужно организовывать мероприятия на сотни и даже тысячи человек, координировать работу десятков исполнителей, и не забывать о сроках.

Еще важно быть мобильным и быстрым, потому что нужно много перемещаться, и при этом оставаться на связи. Часто события развиваются стремительно и непредсказуемо, и на них требуется реагировать быстро.

Не обойтись и без образцовой грамотности и широкой эрудиции. Чтобы вращаться в бизнес- и медийных кругах, выступать от лица компании, нужно много читать и быть осведомленным в разных областях. А еще уметь точно, емко и без ошибок формулировать мысли.

Образование

Многие пиарщики — бывшие рекламщики, журналисты или копирайтеры, которые решили построить карьеру. У них есть высшее образование, опыт и базовые навыки в сборе и подаче информации, а еще контакты в рекламе, медиа и маркетинге. Это помогает им легче организовать работу в новой должности и добиться карьерных высот.

Есть и другие варианты, как стать PR-менеджером и начать работу — окончить вуз или пройти обучение на онлайн-курсах. Проходите обучение в школе Skillbox — изучите нюансы профессии и специфику PR-индустрии. Для самообразования читайте тематические книги, пособия и исследования.

Высшее образование

Получить знания по профессии пиар-менеджера в вузе можно даже во взрослом возрасте, но на обучение понадобится не меньше 4 лет, а потом еще придется нарабатывать опыт за невысокую плату.
Обучение по специальности «Реклама и связи с общественностью» есть во многих вузах. В программу входят 40 дисциплин, в том числе и маркетинг, теоретическая часть сочетается с практической.

Работодатели особенно ценят выпускников МГУ, МГИМО, Российского государственного гуманитарного университета и Российского университета дружбы народов.


Курсы

Профессионалы отрасли организуют авторские курсы, лектории и тренинги. На них за короткое время узнаете теоретическую базу и наработаете практику. Этот вариант подходит тем, кто стремится быстро получить новую специальность и начать работу.

Можно попасть на стажировку к партнерам «Нетологии»: digital-агентство Nectarin, коммуникационные агентства Grechka Media и 2L.

Профессия ПР-менеджер от Скиллбокс

Вы научитесь формировать положительный имидж компании и выстраивать коммуникации. Спроектируете свою первую PR-кампанию и выберете специализацию по работе с блогерами или СМИ.

Консультанты помогут избежать ошибок при выполнении задач, спланировать профессиональный путь и устроиться в компанию мечты.

Курс «Профессия PR-менеджер»
Автор: Skillbox
4.91
(303 отзыва)
  • Продолжительность: 6 месяцев
  • Формат: Живые вебинары, Вебинары в записи, Видеоуроки
  • Уровень сложности: Для новичков

Дистанционный курс проекта Skillbox предназначен для новичков, которые готовы попробовать себя в профессии PR-менеджера. В программе курса вы будете изучать навыки PR-коммуникации, сост...

На страницу курса

Еще один курс по пиару от Скиллбокс

За 3 месяца поймете, как стать пиар-менеджером, научитесь выстраивать коммуникации бренда, создавать контент для соцсетей и журналов, работать с журналистами и инфлюенсерами, организовывать пресс-мероприятия и конференции.

Курс «PR-менеджер от PRT»
Автор: Skillbox
4.91
(303 отзыва)
  • Продолжительность: 3 месяца
  • Формат: Видеоуроки
  • Уровень сложности: Для новичков

Рынок испытывает острую нехватку PR-специалистов. По данным HH.RU, свыше 700 компаний ищут рекламщиков. Это востребованная сфера, а PR-менеджер получает от 45 тыс. рублей в месяц (на старте). Онла...

На страницу курса

PR-менеджер в digital: c нуля до middle

Научитесь выстраивать внешние связи и управлять репутацией бренда, писать тексты для всех каналов продвижения, формировать планы и оценивать эффективность кампаний.

Получите диплом о профессиональном образовании и возможность пройти практику в известном digital-агентстве.

Курс «PR-менеджер в digital»
Автор: Нетология
4.85
(283 отзыва)
  • Продолжительность: 8 месяцев
  • Формат: Живые вебинары, Видеоуроки, Консультации, PDF-пособие/книга
  • Уровень сложности: Для новичков

Цель любого бизнеса — получение прибыли. PR-менеджер — тот, кто может это обеспечить. Потому это востребованная и высокооплачиваемая профессия. PR-менеджер в digital-сфере обеспечивает присутствие...

На страницу курса

Курс по PR от Irs.Academy

Сможете разрабатывать стратегию по продвижению бизнеса, представлять его в социальных сетях, с нуля продумывать концепцию мероприятий и проводить их.

Курс «PR-менеджер»
Автор: IRS.Academy
4.51
(20 отзывов)
  • Количество уроков: 10
  • Формат: Вебинары в записи, Видеоуроки, Консультации
  • Уровень сложности: Для новичков

PR-менеджер — интересная, творческая профессия, подразумевающая постоянное взаимодействие с людьми. Специалист помогает бизнесам выйти на новый уровень дохода, развить бренд и повысить репутацию. ...

На страницу курса

Репутационный менеджмент и маркетин

За 2 месяца поймете, как формировать образ бренда в сети и сглаживать негатив, работать с популярными площадками для отзывов. Плюс к этому — научитесь повышать лояльность аудитории и увеличивать продажи компании.

Курс «Репутационный менеджмент и маркетинг»
Автор: Skillbox
4.91
(303 отзыва)
  • Продолжительность: 2 месяца
  • Формат: Видеоуроки
  • Уровень сложности: Для новичков

Стихийное формирование репутации — минус для любого бизнес-проекта. Компании должны активно формировать положительный образ у целевой аудитории, для развития и увеличения продаж. Зачастую за это о...

На страницу курса

Смежные профессии

Перед специалистами по связям с общественностью с опытом открываются огромные возможности для развития. Их опыт, навыки, связи и личные компетенции позволяют им стать пиар-директором, начальником рекламного агентства или сменить профессию.

Арт-директор

Это руководитель художественной деятельности компании или проекта, который:

Интернет-маркетолог

Изучает рынок, конкурентов и целевую аудиторию, строит стратегию продвижения в интернете и соцсетях, управляет проектами и контролирует их эффективность. Его обязанность — выстроить маркетинг так, чтобы бренды стали известными, новые товары и услуги популярными на рынке, и чтобы новые клиенты приходили и оставались надолго.

Influence-маркетолог

Занимается поиском и организацией сотрудничества с публичными людьми для рекламы продуктов или услуг. Он тоже сначала анализирует рынок, выбирает лучшие площадки для размещения, и ищет на них лидеров мнений. Затем придумывает ненавязчивые идеи подачи и контролирует, чтобы все договоренности соблюдались. Оценивает, насколько выгодным оказалось сотрудничество, какие плюсы и минусы оно принесло для компании.

Исследования маркетингового агентства Hello Society показало, что у микроинфлюенсеров уровень вовлеченности на 60% выше, чем крупных блогеров

Бренд-менеджер

Это «хранитель марки компании». Он должен знать, как действуют ее внутренние и внешние процессы, маркетинговые инструменты, понимать цели и ценности. Специалист создает идеи и позиционирование бренда, потом работает на поддержание образа в сознании аудитории. Синхронизирует работу подразделений для успешной реализации стратегии.

Как стать успешным пиарщиком

Чтобы обойти конкурентов и получать самые выгодные предложения о сотрудничестве, собирайте базу контактов: журналистов, блогеров, лидеров мнений, event-агентств и продакшн-студий. Полезные проверенные связи помогут вам стать профессионалом, быстро и эффективно продвигать новые компании.

А еще не забывайте расширять умения, объем задач и всегда оставаться в курсе новостей. Читайте профильные издания, сайты и блоги, посещайте мероприятия, следите за трендами, коллекционируйте опыт.

Профессия пиарщика — интересная и творческая! Она связана с постоянным вращением в бизнес-среде и средствах массовой информации и предполагает карьерный рост, в чем ее несомненный плюс для активных людей в поиске интересных задач. Если хотите именно такую работу, скорее повышайте квалификацию и вперед к новым достижениям!

Фото для статьи: pexels.com, unsplash.com и flaticon.com

Редактор: Ольга Коротаева

Тэги: #онлайн-обучение #реклама #саморазвитие #менеджер по рекламе #пиарщик

Поделиться