Как женщине открыть онлайн-школу. Часть вторая

Юлия Пряхина рассказывает, реально ли запустить онлайн-школу без команды и продюсера, отвечает на вопросы об ошибках новичков и университете Top2Top.
  • 9 июля 2018
  • Лариса Куранова
  • Юлия Пряхина
  • 338
  • 1
Юлия Пряхина
Женский коуч, продюсер, хозяйка проекта Top2Top
Лариса Куранова
Редактор ИнфоХит
Вторую часть большого интервью с Юлией Пряхиной мы решили начать с вопроса, который волнует многих женщин, думающих об открытии собственной онлайн-школы. Кстати, если вы еще не читали первую часть интервью, то очень рекомендуем: https://info-hit.ru/blog/kak-sozdat-onlayn-shkolu-dlya-zhenshchin/.

Итак, как женщине открыть онлайн-школу, реально ли стартовать без продюсера и команды помощников?

В целом, мне кажется странной идея, что на старте обязательно нужен либо продюсер, либо помощник, либо еще кто-то. Я часто сталкиваюсь с этим в своей работе, и со временем поняла, в чем тут дело.

Все довольно просто – нам, женщинам, не хватает опоры на себя. Так, когда у нас рождается идея, но мы не вполне уверены в успехе, начинаем искать дополнительную опору.

Женщинам не хватает опоры на себя, поэтому они сразу начинают искать себе партнера и помощников.
Юлия Пряхина

Естественно, сначала мы делимся своей идеей с мужем, родными и друзьями, но если они нас не поддерживают, мы продолжаем поиски. Тратим время и силы, ожидая найти суперпартнера или чудо-помощника. И чем дольше, тем больше кажется, что он должен быть где-то еще. Главное – продолжать искать.

Как правило, на супер-команду женщины возлагают большие надежды, что очень плохо. Они думают, партнер или помощник сможет на раз сделать онлайн-школу, а им останется только творить в свое удовольствие. На самом деле, это очень редкий случай.

Если вы изначально ищите себе продюсера или партнера, а не работаете над развитием проекта, то я советую вам обратить внимание на внутреннее ощущение опоры. Его можно в себе почувствовать, чтобы проработать и найти силы на реализацию идей. Собственно, если вы найдете опору внутри себя, то никакой партнер на старте проекта вам не понадобится.

В общем, я всегда советую начинать своими силами. Только так вы осознаете, что это ваш проект, только вы за него в ответе, а это поможет проработать все до мелочей. А через пару-тройку месяцев, когда пойдут доходы, вы сможете нанять помощников.

Надо сказать, что существует два типа женщин, к которым приходит идея открыть онлайн-школу. Во-первых, это эксперты, которые хотят делиться накопленными знаниями и помогать людям. Притом для них очевидно, что онлайн-формат лучше, нежели оффлайн, если говорить о семинарах и тренингах. Во-вторых, это люди, которые любят учиться – им нравится посещать онлайн-курсы и тренинги, постоянно узнавать что-то новое и развиваться. И эти люди могут стать отличными продюсерами или организаторами онлайн-курсов, только для работы им необходимо найти несколько спикеров.

Когда мы обучаем созданию онлайн-школ в Top2Top, то начинаем с моделей продаж, форматов обучения и проведения курсов. Затем мы переходим к тому, что невероятно важно, к анализу и проработке целевой аудитории. Если упростить: кто эти люди, которые будут у вас покупать.

Важно понять не просто в целом, что это женщины 30-40 лет. Для успеха любого проекта нужно уметь выделять очень узкие сегменты – кто эти люди, в какой жизненной ситуации они оказались, что для них важно.

При этом надо понимать, что существует несколько уровней вовлеченности. В любой целевой аудитории всегда есть люди, которые будут просто следить за вашими проектами, читая посты в социальных сетях и ставя лайки. Покупать они не будут, потому что не готовы решать свои проблемы прямо сейчас.

Нужно помнить, что люди просто не склонны решать все свои проблемы одновременно, ведь это привело бы к мощнейшей перегрузке мозга. Мы можем долго игнорировать проблемы, которые не мешают жить. Они всегда уступают место важным, которые решаются в первую очередь.

Таких людей вы не затащите силком на курс. Они придут, когда у них возникнет необходимость решить назревшую проблему, и это может произойти даже через несколько лет. Так, у нас в проекте Top2Top есть ученицы, которые несколько лет за нами наблюдают, а потом приходят учиться сразу на дорогие курсы.

Итак, для начала мы определяем формат обучения и модели продаж, прорабатываем сегменты. В Top2Top мы создали специальный чек-лист, который состоит из 13 вопросов для тщательного анализа каждого сегмента ЦА. Достаточно единожды по нему пройтись для каждой тематики вашего проекта, и спокойно работать дальше.

Определив, кто ваша целевая аудитория, надо задать себе вопрос: «А где мне ее искать?». Отличные места для поиска ЦА – это соцсети, тематические порталы и форумы. Найдя свою аудиторию, необходимо начать создавать с ней долговременные связи. Например, можно писать гостевые посты в блогах и сообществах.

Хорошо работает для новичков практика взаимного пиара – это когда несколько спикеров договариваются и по очереди рассказывают друг про друга своим аудиториям, например, подписчикам. Так повелось, что большинство тренеров предпочитают собирать трафик в соцсетях, то есть в качестве своих друзей и подписчиков. Последним трендом стали мессенджеры – многие собирают там свои базы.

После выхода на целевую аудиторию наступает время проработать линейку своих продуктов. Я советую обязательно тестировать свой первый продукт на целевой аудитории, которая постепенно собирается в одну базу. Если вы понимаете, что подписчики положительно реагируют на продукт, они готовы покупать, то сразу формируете курс и делаете предложение.

После того, как вы провели один курс, вы поняли, как это работает и нашли узкие места. Один цикл включает в себя следующее: придумали курс, протестировали спрос, упаковали, продали и получили обратную связь, сделали выводы.

Оговорюсь, что создавая онлайн-курсы для взрослой аудитории, нужно помнить, что у нее в целом есть свои особенности. Дети всегда более открыты к новым знаниям, ведь они приходят учиться с чистого листа. Как вы понимаете, у взрослых нет «чистого листа», а есть собственное мнение и жизненный опыт, который иногда им больше вредит, чем помогает во время обучения.

У взрослых нет «чистого листа», а есть собственное мнение и жизненный опыт, который иногда им больше вредит, чем помогает во время обучения.
Юлия Пряхина

Со взрослыми лучше всего работать по принципу: меньше теории, больше практики и обратной связи. Помните, что практически любой тренинг, даже шитье или рисование, несет в себе развитие личности. Когда мы чему-то учимся, осваиваем новый навык, то это сказывается на самооценке – мы чувствуем себя лучше и увереннее.

Я уверена, что каждый онлайн-тренер должен быть немного психологом для своих учеников. Где-то надо подбодрить или подсказать, мотивировать и поддержать в минуту кризиса. Особенно это важно на больших курсах, когда обучение проходит несколько месяцев или даже год. Умение вести группу в таких условиях очень важно.

По собственному опыту я знаю, что у группы всегда есть динамика. В начале все бодрые, делают задания и общаются. К середине курса энтузиазм сходит на нет и наступает кризис, когда мозг понимает, что происходит перестройка – меняются привычные вещи, и человек этому сопротивляется. Он не хочет учиться и делать домашние задания. Это нормально и объяснимо.

Людям проще преодолеть кризис, когда они его осознают, они подготовлены. Задача тренера – рассказать, что это нормально, и помочь осознать истинные причины нежелания учиться.

В общем, в онлайн-обучении есть много нюансов. Обо всех не рассказать в таком сжатом формате.

Если вернуться к теме помощников, то в процессе работы вы поймете, чем хотите заниматься, а чем – нет. Так, вы можете осознать, что вам совершенно не нравится писать рассылки или делать лендинги. В этот момент вы поймете, что вам нужен помощник, который бы занимался рутиной. И вы сможете делегировать ему именно то, что не хотите делать самостоятельно.

Таким образом, у вас появится сначала один, потом несколько помощников, а затем – целая команда. Но сразу не надо набирать много людей, особенно, если у вас нет опыта управления.

Я, например, практически с нуля училась управлению. До этого я работала только в одной компании, где под моим началом работали 2 или 3 сотрудника. Здесь же мне пришлось в процессе работы учиться управлять командой из 20 человек.

Являясь опытным продюсером, можете ли вы с «первого взгляда» понять, выстрелит проект или нет?

С первого взгляда точно нет. На самом деле, можно было бы сказать, что с большей долей вероятности выстрелит проект в популярной нише с очевидным спросом – это заработок, отношения, здоровье и похудение.

Если вы стартуете в узкой теме, то важно, чтобы она вас «зажигала». Подписчики будут это видеть и понимать, что вы настоящий эксперт, энтузиаст своего дела, и они будут у вас покупать. Так, где-то лет 5 назад нам с коллегами была очень забавно, что есть онлайн-курсы по танцам, шитью или рисованию. Сейчас таких курсов появилось очень много, они популярны и хорошо продаются.

Я уверена, что на старте вам никто не сможет сказать, выстрелит проект или нет. Если такие люди и будут, то это лишь их частное мнение, на него опираться не стоит.

Юлия, пожалуйста расскажите о проекте Top2Top. Для кого он создан, какие проблемы помогает решить? Возможно, были какие-то интересные кейсы, которые вдохновят наших читателей.

Top2Top – это университет онлайн-тренеров. Мы создали его для экспертов, у которых есть следующие задачи:

  1. Перейти из офлайна в онлайн. Это эксперты, которые успешно проводят семинары вживую, но не знают, как обучать онлайн. Собственно, мы помогаем им делать то, что они привыкли, но уже онлайн.
  2. Научиться преподавать и вести онлайн-курсы. Это эксперты из разных областей без опыта преподавания, которые поняли, что им нравится передавать свои знания и им интересен онлайн-формат. Мы им рассказываем, как упаковать свои знания и технически реализовать онлайн-школу.
  3. Масштабироваться в онлайне. Это коучи, которые работают лично и понимают, что достигли своего денежного потолка. Они всегда ограничены во времени, а масштабирование может происходить только за счет увеличения стоимости одного часа, но не все к этому готовы. Мы помогаем им масштабироваться, запустив онлайн-курсы.

Кейсов очень много, и рассказывать о них можно долго. Если говорить в целом, то когда приходят люди с нуля, то они через какое-то время создают свою онлайн-школу и выходят на хорошие обороты.

Часто для моих учениц хорошие обороты – это от 300 тысяч рублей. Притом нужно помнить, что оборот – это еще не прибыль. В зависимости от масштаба онлайн-школы прибыль может составлять от 30 до 70%. При больших оборотах прибыль может составлять всего 30%. Так, некоторые эксперты тратят очень много денег на рекламу, даже на начальном этапе, что не слишком разумно.

Особенность нашего проекта в том, что мы рекомендуем новичкам продвигаться не за счет рекламы, а за счет партнерского маркетинга. И первый портал, который мы рекомендуем, это ИнфоХит. В одном тренинге я рассказываю о партнерских порталах и вы в этом рейтинге на первом месте, потому что я вижу, сколько подписчиков от вас приходит, сколько продаж совершается – это весомо в сравнении с другими.

Особенность наших курсов в том, что мы практически не обучаем рекламе, ориентируемся в основном на малобюджетное продвижение.  При этом у нас есть хорошие результаты учеников, которые постепенно, но уверенно выходят на обороты в 300-500 тысяч, а кто-то и на миллион рублей в месяц. И это в мягких нишах.

И в заключении давайте поговорим о том, чего в первую очередь стоит помнить новичкам? Каких ошибок остерегаться?

Новичкам стоит помнить, что ошибки будут в любом случае. Вопрос был о том, каких ошибок должны остерегаться новички, но отвечать на него бесполезно, потому что начинающие всегда очень самоуверенны. Я вижу это по моим ученицам, которые годами наблюдают за нашим проектом, что-то пытаются делать самостоятельно, а приходят на курс уже набив шишек.

Это объясняется тем, что человек всегда хочет делать все сам. Мы существа очень эгоистичные и думаем, что все знаем и умеем, поэтому не хотим тратить деньги на обучение. И предпочитая все делать самостоятельно, мы можем потратить годы на бесцельные попытки. К сожалению, такова наша природа.

Например, я несколько лет пыталась что-то делать самостоятельно, но получила первые результаты только после обучения. Один из моих первых учителей – Андрей Парабеллум, который в принципе начал эту тему в Рунете. Когда я увидела эту систему, как это работает, мне стало все кристально ясно. В 2012 году с помощью Алекса Айвенго и Андрея я поняла, как это надо делать, а с 2009 я лишь пыталась делать что-то, руководствуясь собственным видением. Естественно, я многое не видела в этом бизнесе. Потеряла почти три года.

Большая ошибка надеяться на то, что самостоятельно получится лучше.
Юлия Пряхина

На самом деле, большая ошибка надеяться на то, что самостоятельно получится лучше. В заключение скажу, что надо сразу принять, что ошибки будут в любом случае. Самая опасная из них – не анализировать свой опыт.

Комментарии к материалу

Выскажите свое мнение о материале или задайте вопрос автору!

Порекомендуйте материал друзьям!

Поделитесь этой страницей с друзьями, плюсик вам в карму!
Присоединяйтесь к нам