Советы и лайфхаки
  • 16.02.2021
  • 3407
  • 0

О сути дистанта в школе: чему 2020 год научил педагогов

Как вынужденный переход в онлайн повлиял на учеников и учителей.

Дистант в традиционной школе – тема, о которой надо говорить. И дабы подытожить 2020 год, мы обратились к специалистам центра «Каменный город», которые занимаются повышением квалификации педагогов. Они подготовили для читателей нашего блога этот материал.

2020 год был сложным для всех. Педагогам он, конечно, запомнится из-за дистанционного обучения. Разбираемся, какие уроки выучили педагоги, какие сильные стороны нашли в себе и чему еще предстоит научиться, чтобы работать онлайн и не только.

1. Педагоги больше не боятся технологий

Согласно исследованию, проведенному ВШЭ, до перехода на дистант онлайн-ресурсами пользовались 64% педагогов, а сейчас 86%. Можно сказать, что за время дистанта каждый не просто научился включать компьютер, но и понял, с какими запросами выходить на службу поддержки. Педагоги освоили мессенджеры, сервисы для хранения файлов, видеоблоги и видеохостинги.

Этот навык очень важен. Во-первых, он пригодится в любых критических ситуациях, когда будет введено дистанционное обучение. Во-вторых, скорее всего онлайн-занятия в той или иной форме останутся в школьном обучении, пусть и в меньшем количестве. В-третьих, цифровая грамотность – это ключевая компетенция педагога в современном мире. Педагог, которые владеет IT-технологиями, может придумывать новые форматы занятий и заданий, быстрее проверяет работы и может давать обратную связь разными способами.

2. Педагоги научились быть «гибкими»

Цифровая гибкость

Педагоги, которые освоили цифровые технологии, легче понимали, как реагировать в экстренных ситуациях. Они не боялись «расшаривать» экран, чтобы объяснить сложную тему, писали и звонили в техническую поддержку, если программы не работали. Цифровая гибкость означает, что педагог владеет многими цифровыми инструментами и сам решает, что и когда использовать. Это дает преимущество при разработке уроков и других учебных форматов.

Коммуникативная гибкость

Дистанционное обучение показало, каким важным было живое общение. Частично оно усложнилось из-за технических проблем — пришлось привыкать общаться с выключенным видео, ждать, пока человек услышит твой вопрос, не говорить, пока не закончит другой. Но когда школьники привыкли к техническим трудностям, проблемы не исчезли. Дети чаще «закрывались» — теперь нельзя подозвать учителя и тихо задать вопрос, нужно говорить при всех.

В итоге успех общения зависел от учителя. Если педагог обладал коммуникативной гибкостью, он мог придумать новые способы общения: создавать отдельный чат для тех, у кого есть трудности в общении, проводить неформальные встречи, чтобы одноклассники привыкли к новому формату. Побеждали те учителя, что чутко реагировали на запросы учеников и были открыты их предложениям.

Методическая гибкость

Если средний учитель строил раньше урок по стандартной схеме «повтор материала — новый материал — закрепление», то теперь ему пришлось изощряться.

Во-первых, часть методов перестала работать на дистанте. Очень сложно проводить фронтальные опросы онлайн, когда каждый может найти в интернете ответы, значит нужно проверять знания, сочиняя задачи, даже логические.

Во-вторых, у школьников возникали проблемы с мотивацией – в классе можно учиться по инерции, но за компьютером легко отвлечься и нужны по-настоящему интересные задания. Педагоги, подкованные методически, были готовы к этому вызову и даже еще больше развили свои навыки во время дистанта.

3. Педагоги поняли, как важна обратная связь

В классе это было не так очевидно. Учитель просто кивает или мотает головой, а дети уже понимают, что он хотел сказать. И наоборот по ученикам учитель понимал, в каком они настрое и даже если нужно менял тему или подбирал другие задания. При дистанционном обучении эти способы исчезли: по видеосвязи сложнее считать мимику и эмоции, чем вживую. А это влияет и на мотивацию, и на успеваемость, и на качество преподавания.

Но эта проблема до сих пор не решена: учителям с учениками придется придумывать новые способы, например, проводить опросы в конце каждого урока, чтобы ученики оценили, как они поняли материал, какие эмоции испытывали. Это всего лишь «костыли» и не заменят живую обратную связь, но расширяют коммуникативные инструменты.

4. Педагоги поняли, что нужно прокачивать самостоятельность и мотивацию

Оказалось, что без мотивации ученику сложно заниматься вне школы. С одной стороны, это было известно давно — именно поэтому школы отговаривают родителей от домашнего обучения, понимая, как сложно мотивировать ребенка в таких условиях. С другой стороны, никогда раньше эта гипотеза не подтверждалась в таких масштабах.

Для того чтобы прокачать мотивацию, нужно все чаще разговаривать с учеником — не просто объяснять, зачем нужно школьное обучение, а задавать вопросы ему, зачем он учится. Если эта работа будет проведена качественно, то это не только повысит успеваемость, но и станет ступенькой в профориентации школьников.

5. Педагоги учатся объединяться

Во время дистанта возникало слишком много вопросов, и государственные органы далеко не всегда могли на них ответить. Педагогам пришлось объединяться: они искали ответы на форумах и соцсетях, создавали чаты для своих в мессенджерах, и участвовали в конференциях, на которых можно было найти адекватных экспертов.

Образовательный центр «Каменный город» занимает активную позицию в помощи педагогам: мы быстро реагируем на запросы и организуем вебинары, онлайн-марафоны, конференции и даже курсы по актуальным, наболевшим вопросам.

Например, за прошлый год мы провели онлайн-марафон о дистанционном обучении для педагогов и родителей. Мы присылали письма и проводили вебинары, в которых рассказывали о программах для работы на дистанте, необходимых качества педагога, давали советы и подсказки по организации рабочего дня. Марафон уже недоступен, но мы упаковали самые важные инструменты в рабочий курс.

Еще пример. В декабре мы в очередной раз собрали федеральных экспертов, чтобы провести конференцию по развитию функциональной и цифровой грамотности и гибких навыков. Нам помогали специалисты Skyteach: эксперты задавали общее направление и ставили острые вопросы, методисты Skyteach рассказывали о современных приемах, которые помогают учителям развивать свои навыки и работать с учениками.

Такая самоорганизация поможет педагогам в любой следующей критической ситуации. Ведь связи уже наработаны и всем понятно, кто в чем компетентен и где его искать. Через год-два, когда запустят новую систему аттестации педагогов, связи снова помогут — педагоги смогут делиться опытом, задавать друг другу сложные вопросы, даже если на них не ответят ФИРО и Министерство просвещения.

Статья подготовлена совместно:

Образовательный центр «Каменный город»

Курсы повышения квалификации и переподготовки для педагогов.

Редактор: Лариса Куранова

Тэги: #онлайн-обучение #обучение детей

Поделиться