- 28.09.2023
- 846
- 0
Запуск и развитие онлайн-школы: какую роль играет образовательная платформа
Что важно для стартапов, а что в приоритете у школ с опытом? Какие инструменты помогают развиваться? У нас в гостях директор платформы для онлайн-курсов Zenclass Иван Бодяк. Беседуем о том, как эффективно организовать онлайн-обучение: как подходить к созданию и масштабированию школы, какую роль в этом играет платформа для обучения и что учесть, когда совершенствуешь продукт.
С чего начинать, чтобы успешно запустить школу
В начале пути стоит определить для себя — что хотите донести до людей. Какие важные слова, тезисы они должны услышать и понять, что это как-то поможет изменить их жизнь, деятельность. И это понимание ляжет в основу образовательного продукта, поможет искать форму, менять ее. Возможно, даже сами тезисы изменятся, но стоит именно внутри себя решить, что вы хотите донести.
Если запускаетесь впервые — не стоит пытаться сразу уместить все хотелки. Нужно определить ключевую задачу и потребность, которую курс будет закрывать. И постараться с минимальными усилиями вывести в люди — за деньги или бесплатно.
Запускаться можно разными способами: серьезно вложиться в исследования, маркетинг, создание продукта. А можно и максимально незатратно.
Если проверили идею курса и понимаете, что она точно заходит, вопросов нет — можно думать над упаковкой, контентной частью, нанимать преподавателей и начинать развивать. А что делать, когда пока ничего не понятно? Как можно быстрее выпустить курс в мир, но понимать, что впереди большая работа. Если бесконечно допиливать продукт на старте, высока вероятность уйти в детали и так ничего и не выпустить.
Мне кажется, очень ценная установка для тех, кто только начинает: важно понимать, что курс — это не проект, который один раз создашь, и он будет вечно таким.
Люди будут обучаться, давать обратную связь, и точно захочется сделать курс получше. Поэтому не стоит пытаться сразу сделать что-то космическое — едва ли получится. Будете тратить много времени и сил, чтобы докрутить, не увидите быстрого результата и потеряете мотивацию.
Часто люди без опыта серьезно вкладываются на старте, а потом ничего не получается и, что еще хуже, — не хочется дальше над этим работать. И таких примеров у нас на платформе довольно много. А школы, которые двигаются небольшими, итеративными шагами, зачастую работают стабильнее, их результат лучше.
А еще помогает понимание, что дорабатывать курс после запуска — нормально. Если бы у всех обучение взлетало с первой же попытки, никому не нужно было бы ничего развивать. Все только открывали бы очередную школу и работали без забот.
Если заранее не изучить спрос, интерес и реакцию на контент, а сразу создавать сайт, настраивать рекламу, записывать 30 уроков, настраивать платформу — это верный путь, чтобы закопать время и деньги.
Самые затратные составляющие — маркетинг и производство контента. Особенно если речь о видеопродакшне. И здесь имеет смысл идти мелкими шагами, чтобы создать контент мечты.
Если вернуться на несколько лет назад и посмотреть на контент тогда и контент сегодня — он существенно отличается: другие и содержание, и подача. Посмотрите, что публикует блогер, который вам интересен: сравните контент в самом начале его творческого пути и сейчас.
Вся риторика про выпуск MVP и постепенную доработку актуальна, но я не хотел бы таким образом ущемлять позицию тех, у кого есть чутье, талант видеть будущее. Некоторые люди правда видят, как лучше. Или понимают, что формат MVP им не подойдет. Они сразу сделают красиво — и это зайдет аудитории. Это редкие случаи, но мне кажется важным делать это допущение.
Мы видим, сколько людей заходят, размещают первый контент, а потом перестают пользоваться платформой. Спрашиваем, почему — «Да, курс не пошел». В этот момент можно опустить руки, а можно продолжать дорабатывать, говорить с людьми, искать то, что заходит.
В конце концов, могут быть и откровенно провальные истории. Глупо пробовать раз за разом одно и то же, ничего не менять и ждать другого результата. Вовремя оценить ситуацию и отказаться от неудачного запуска — тоже своего рода успех.
О важности инструментов в развитии школы
Со временем, когда школа начинает расти, ее образовательный продукт меняется не так динамично, и тогда начинают играть роль другие факторы. И здесь уже важно не просто, что вы говорите и чему учите, а то, как и где вы это делаете, как работаете с обратной связью.
У школы уже есть клиентская база, появился свой опыт провалов и удачных фишек, и можно оптимизировать ключевые точки: обучение, маркетинг, аналитику, финансы. Тут принципиальный момент — насколько эффективно выстроены процессы, можете ли вы системно работать с целым комплексом задач. На этом этапе нужен инструмент, который берет на себя весомую часть функций.
Сейчас в платформы заложена многофункциональность, которая снимает с владельца школы, администратора и преподавателя большинство рутинных забот, разгружает операционку. Ученики, контент, коммуникации, прием платежей — элементы системы работают в одном месте. Вместо большого количества разрозненных инструментов — одна платформа.
Но образовательная платформа — макроинструмент для достижения какой-то цели того, кто обучает, и того, кто обучается. Сервис не сделает всю работу за вас, при этом он может ее как заметно упростить, так и усложнить. А в последнем случае для учеников это может вылиться в негативный опыт обучения.
Zenclass создавался для того, чтобы облегчить жизнь тем, кто хочет делиться знаниями и опытом. Мы понимаем, что важно дать инструмент, который поможет, а не просто будет еще одной трудностью в создании онлайн-школы. Поэтому когда мы делаем что-то новое, сначала анализируем множество процессов в реальных онлайн-школах, чтобы эта функция не стала лишним усложнением.
Еще одна наша задача — сделать так, чтобы в процессе создания курса платформа как бы подсказывала, задавала вопросы, которые направляли бы и в итоге помогли сделать курс лучше. Как организовать контент, как открывать доступ к урокам, как проверять знания — все эти небольшие элементы направлены на то, чтобы лучше доносить образовательный контент.
На платформе можно улучшать не отдельные элементы, а совокупность процессов, которые связаны с обучением, маркетингом, аналитикой, финансами, даже с продажами.
Когда говоришь со школами, которые не используют платформы, видишь, сколько времени, денег, сил они могли бы сэкономить, если бы делали то же самое в месте, которое предназначено для создания и дистрибуции контента, организации учебного процесса.
Своя платформа или готовые решения?
Когда начинаешь использовать какое-то решение и оцениваешь, сколько оно тебе будет стоить, возникает соблазн сделать свое.
Когда начинаешь вникать, оказывается, что все не так просто: нужно нанять людей на разработку, у тебя этих людей кто-то будет постоянно переманивать, кто-то должен собирать и формулировать требования для ПО, все нужно тестировать, поддерживать. Где-то это нужно хранить, куда-то внедрять. А еще улучшать и дорабатывать. В итоге от расходов на платформу не избавиться.
Вместо того, чтобы обучать и улучшать продукт, будете бесконечно делать саму платформу. Которая, скорее всего, еще и работает не так эффективно, как готовые и уже обкатанные решения.
Наивно считать: «Сейчас быстренько за полгода сделаем». На деле — минимум год, а то и больше. И такое могут позволить себе действительно большие школы с выручкой от 100 миллионов в год. Это должно окупаться — либо улучшить продукт и процесс, чтобы зарабатывать больше, либо сэкономить в будущем. И это всегда — вложения, экспертиза, время.
Нельзя сказать, что это однозначно плохая идея. Свой софт может быть хорошим вариантом, когда есть опыт работы на готовых платформах, когда четко понимаете их ограничения, что своя платформа позволит решать задачи лучше. И здесь я скорее поддерживаю, хотя и в этом варианте тоже существуют готовые или stand alone-решения, которые можно поставить на свой сервер и доработать под себя. К нам с такими запросами тоже периодически обращаются.
Новичкам лучше запускаться там, где это сделать проще всего — в соцсетях и мессенджерах, либо на Zenclass. Когда проверил идею, и понимаешь, что заходит, и уже не можешь качественно со всеми общаться, обучать в мессенджере, можно переходить на платформу. Чем дольше затягивать, тем потом сложнее переводить все процессы. Практика показывает, что
Какой мы видим платформу и как развиваем Zenclass
Платформа должна избавлять от рутинных процессов и помогать делать продукт лучше. Это то, из-за чего изначально школа посмотрит в сторону специализированного сервиса.
Мы стремимся давать готовое и удобное решение — чем можно сразу пользоваться без погружения в то, как это устроено. И уж точно не делаем продукт, которому сначала надо обучиться, а потом уже использовать. Мы работаем на рынке, где много людей, которым это не нужно. Они делают образовательный контент впервые и хотят, чтобы было просто и понятно.
Например, в приеме оплаты. Если подключен эквайринг, то не нужно ставить кассу, переживать за переводы из-за рубежа. Это просто и для учеников — достаточно ввести данные карты.
По максимуму продумываем интуитивность интерфейса. И это больше не про эстетику и стиль, что тоже имеет большое значение, а про комфорт и эргономику.
Дизайн-подход — это когда в логике интерфейса мы учитываем, кто пользователь, какие у него цели, что для него важнее всего, как связаны функции. Для этого рисуем путь пользователя и пытаемся понять, как человеку будет привычнее и понятнее, какие шаги можно исключить и упростить этот путь. А когда функция выпущена — собираем обратную связь, оцениваем, где возникают трудности. Строим гипотезу, выпускаем обновление и снова следим, смогли ли решить вопрос. Это классический подход в продуктовой разработке, но мы видим, как иногда компании забывают собрать обратную связь и доработать функционал.
Дизайн — это не конечный результат, а постоянный процесс. Для пользователей время — деньги. Хороший дизайн помогает быстро освоить платформу, создавать курсы, не тратя много времени, — это прямая экономия.
Для учеников дизайн еще важнее. Онлайн-обучение требует погружения в предмет: ничто не должно мешать и отвлекать от изучения контента и взаимодействия с учителем. Интерфейс должен оставаться максимально незаметным, чтобы ученик помнил курс, который он проходил, а не обертку в виде дизайна платформы. Правильно выстроенный дизайн помогает сделать именно так.
Мы не делаем функции ради функций. Если 100 школ попросят хитрую проверку тестов, например, не факт, что возьмемся реализовывать в том виде, в каком попросили. Люди не всегда видят другие варианты, которые могут решить задачу более эффективно.
Анализируем запросы и пытаемся дать не просто инструмент, а то, что правда помогает. И не одному человеку, а большому числу людей. Это — наша философия.
Для владельцев школ на платформе важно и техническое сопровождение. В наших глазах поддержка должна быть поддерживающей. Специально употребляю тавтологию. Часто поддержка — это просто база знаний, которая не помогает лучше понять, что написано и как действовать конкретному пользователю. LMS нагружены функционально, и иногда не получится «в лоб» сделать, то, что просят, но можно решить как-то иначе.
Поддержка должна уметь так объяснить сложную штуку, чтобы человек понял и применил. А без своевременной помощи и качественного объяснения это сделать сложно. У нас — дружелюбно и оперативно. А еще отличная база знаний. Часто этого достаточно, и многие школы отмечают, насколько проще с продуманными и прописанными «подсказками».
Несмотря на события прошлого года, онлайн-образование продолжает развиваться. Немного снизились темпы, но общий вектор сохранился. И наше продуктовое развитие кардинально не поменялось.
Сами школы часто быстрее реагируют, придумывают для себя, как выйти из ситуации, а мы помогаем или предлагаем более изящное решение, если оно у нас есть.
Один из примеров — международный эквайринг. Мы запустили его не быстрее рынка, но протестировали, убедились, что работает, и уже с уверенностью сказали, что можно пользоваться. Для переписок сделали чаты в Телеграме, чтобы быстро реагировать, подготовили видео под запуск. Помогали по финансовым, юридическим вопросам — включались, консультировали.
В плохие времена именно такое отношение помогает выбраться. Не только потому что хотели, чтобы клиенты остались — даже были готовы помочь с переездом на другой ресурс. Клиент не денежный мешок, а наш партнер.
Если посмотреть на онлайн-школу, в которой уже сотни учеников, система будет состоять из нескольких направлений: работа с образовательным контентом, маркетингом, продажами, аналитикой, финансовой частью. И наши векторы лежат в этих плоскостях. Стараемся сделать так, чтобы Zenclass мог закрывать как можно больше зон развития школы.
Недавно запустили автоматизацию — возможность отправлять триггерные сообщения ученикам по email и в Телеграм. Теперь есть маркетинг непосредственно на платформе.
Следующий большой шаг — сделать возможным проведение вебинаров на платформе. И сопутствующие инструменты — интеграции с другими сервисами по API. В планах создание лендингов, CRM-решения.
Zenclass сейчас — это более 60 000 созданных курсов, свыше миллиона учеников, а выручка школ превышает 4 миллиарда рублей. Есть глобальное видение развития, но без оглядки на обратную связь делать не будем. В перспективе много обновлений, но мы идем в продуктовом подходе — в небольших итерациях, чтобы пользователи постепенно начинали применять и оценивали на практике, а мы дорабатывали под них.
Сервис для создания онлайн-школ и размещения онлайн-курсов.
Фото для статьи: unsplash.com
Редактор: ИнфоХит
- 28.09.2023 07:47:41
- 846
- 0
Тэги: #онлайн-школа #запуск онлайн-школы #продвижение бизнеса #онлайн-курсы #развитие бизнеса